Итоги II спартакиады "Спортивный потенциал России": Сборник
методических рекомендаций для училищ олимпийского резерва России.
– Орёл. – 2004. – С. 42-61.
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТСМЕНОВ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
© 2004 г. Бундзен П.В.*, Коротков К.Г.**, Унесталь
Л.-Э.***,
Белобаба О.**, Короткова А.**, Крылов Б.**,
Макаренко О.*, Мухин В.*, Ястребов Ю.В.*
* ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский
институт физической культуры»
** Санкт-Петербургский Технический университет (СПИТМО)
*** Школа лидерства и Центр олимпийской поддержки, Оребро, Швеция
Представлены результаты исследований, проведенных в рамках международного
проекта на базе подразделений Северо-Западной Олимпийской академии
России и Школы лидерства Швеции в 1999 – 2003 гг.
Показана эффективность использования новых технологий – ментального
тренинга и биоэлектрографической функциональной диагностики, основанной
на методах квантовой биофизики и медицины, с целью повышения качества
психической подготовки и эффективности соревновательной деятельности
спортсменов олимпийского резерва. Подчеркивается необходимость учета
генетического фактора в диагностике психофизического потенциала спортсменов
и их психоэнергетических возможностей. Представлены диагностические
возможности скрининговой экспертной системы "Квантум Про".
Общепризнанным в настоящее время является тот факт,
что психофизическая готовность спортсмена – это решающий фактор победы
в олимпийском спорте. Не случайно в последнее десятилетие психологи
спорта и специалисты смежных наук (психофизиологи и биофизики) особое
внимание уделяют разработке специальных технологий подготовки высококвалифицированных
спортсменов на основе достижений фундаментальных наук: генетики, психогенетики,
квантовой биофизики и медицины. Важно подчеркнуть, что речь в данном
случае идет именно о создании новых технологий психотренинга и функциональной
диагностики, а не просто о совершенствовании существующей системы
научно-методического обеспечения тренировочного процесса. Как известно,
именно этой проблеме специальное внимание уделяет концепция развития
физической культуры и спорта в Российской Федерации (Концепция развития
физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005
года // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 4.-- С.2–10.).
Методология и практическая эффективность
ментального тренинга.
Специфическими особенностями современных технологий
психической подготовки в спорте высших достижений, получивших в мировой
практике обобщенное название "ментальный тренинг", являются:
• ориентация процесса систематического психотренинга на формирование
психических качеств и навыков, способных обеспечить достижение пика
спортивного мастерства при одновременном повышении качества психосоматического
здоровья спортсмена;
• обучение спортсмена трансформации психического состояния с целью
использования в условиях соревновательной деятельности мозговых механизмов
так называемого альтернативного состояния сознания;
• обеспечение в ходе тренировочного процесса позитивного развития
личности спортсмена и повышение его духовно-деятельностного потенциала,
так называемых "тафф качеств".
Ментальный тренинг как технология психотренинга в элитном спорте был
сформирован в середине 1980-х годов. В настоящее время более 75% спортсменов
высшего класса в США, Канаде, Швеции и других европейских странах
используют системы ментальной тренировки [25, 26].
Разработка теоретических основ и методов ментальной тренировки с 1991
года ведется под руководством Международного научно-практического
общества ментального тренинга, при этом с 1996 года на базе международных
центров в Канаде, Швеции и Малайзии начата целенаправленная подготовка
тренеров по ментальной тренировке, включая и использование современных
телекоммуникационных технологий: дистантное обучение, Интернет. В
2003 году в Санкт-Петербурге состоялся первый в России Международный
научный конгресс по ментальному тренингу.
В подготовку олимпийского резерва и высококвалифицированных спортсменов
система ментальной тренировки была внедрена в 1998 – 2000 гг. на базе
подразделений Северо-Западной Олимпийской академии России, УОР 1 (директор
Лебединский В.М.), УОР 2 (директор Комаров И.И.) и Санкт-Петербургского
центра олимпийской подготовки. Курсы по подготовке специалистов по
ментальному тренингу были созданы на базе Балтийской педагогической
академии (президент Академии профессор Волков И.П.) и кафедры психологии
Академии физической культуры им.П.Ф.Лесгафта.
Принципиальным отличием разработанной технологии ментального тренинга
от других психотехнических методов является долговременный систематический
характер психической подготовки, непосредственно интегрированный в
структуру учебно-тренировочного процесса. При этом важнейшей отличительной
чертой используемой в России модели ментального тренинга является
выраженная психопедагогическая направленность, нацеленная на формирование
психических качеств и навыков, которые формируют высокий моторно-психический
(психофизический) потенциал спортсмена и уверенность в достижении
успеха в условиях соревновательной деятельности. Необходимо подчеркнуть,
что ментальная тренировка представляет собой структурноцелостную систему
психической подготовки, обеспечивающую тренинг базисных психофизиологических
механизмов, связанных с реализацией спортивной деятельности.
Другой, и наиболее ценной для практики спорта, особенностью системы
ментальной тренировки является четкая сопряженность программ психотренинга
с периодами и циклами подготовки к соревнованиям.
В настоящее время в практике психической подготовки высококвалифицированных
спортсменов используются два варианта ментального тренинга: базовая
модель, включающая 23 аудиопрограммы, и блиц-модель, состоящая из
шести аудиопрограмм и рассчитанная на самостоятельное использование
спортсменами для закрепления эффекта базового курса. (Базовая модель
сертифицирована Всероссийской федерацией психологов спорта и Федерацией
спортивной медицины Российской Федерации.)
Программа базового курса ментального тренинга включает четыре этапа:
Этап 1 – базисный курс психотренинга (шесть программ); главная задача
этой части – научиться мышечному и психическому расслаблению (релаксации)
и создать необходимую основу для освоения программ саморегуляции психического
состояния;
Этап 2 – используется обычно после овладения базисным курсом и предназначен
для развития и совершенствования важных для спорта и жизни качеств
– уверенности, спокойствия, сосредоточенности, умения преодолевать
трудности и др.;
Этап 3 – спортивный психотренинг – шесть программ, рассчитанных на
шесть недель тренировочного процесса и нацеленных на совершенствование
идеомоторных навыков и формирование установки на успех в соревнованиях;
Этап 4 – курс непосредственной психологической подготовки к конкретному
соревнованию, включающий четыре тренировочные программы. Ключевое
значение в этом блоке имеет программа "Псих-оп", позволяющая
развить способности к срочной мобилизации психоэнергетического потенциала
спортсмена.
Таким образом, общая длительность базового курса ментальной подготовки
составляет не менее четырех месяцев, а в дальнейшем дополняется непосредственной
подготовкой к ответственным соревнованиям и программами блиц-модели
по желанию спортсменов.
В свою очередь блиц-модель [см. 3] включает следующие программы: мышечная
релаксация, психическая релаксация, идеомоторная тренировка, мобилизация
и концентрация внимания, выработка психологии победителя и борьба
со страхом. Естественно, блиц-модель ментального тренинга может быть
использована и для краткосрочной самостоятельной тренировки.
Программы могут прослушиваться как групповым способом в специально
оборудованных помещениях в положении лежа или сидя, так и на местах
проведения основных тренировочных занятий. При наличии портативного
магнитофона (плеера) и личных аудиокассет спортсмен может прослушивать
программы самостоятельно в удобное время. Более подробно содержание
аудиопрограмм и детали проведения ментального тренинга представлены
в специальных методических пособиях [2, 3, 4].
Отмеченные особенности ментальной тренировки дают в руки спортсмена
возможность самостоятельной систематической психической подготовки
к выступлению в ответственных соревнованиях и снимают персональную
зависимость спортсмена от личности конкретного психолога.
С целью изучения кумулятивного эффекта ментальной тренировки совмещенной
с проведением учебно-тренировочного процесса в УОР 1 и УОР 2, а также
подготовкой спортсменов в Центре олимпийской подготовки Санкт-Петербурга
был проведен ряд комплексных исследований с участием специалистов-экспертов:
психологов, психофизиологов, педагогов и ведущих тренеров.
Результаты проведенных исследований могут быть обобщены в следующих
основных положениях.
Во-первых, было выявлено, что у спортсменов УОР 1, УОР 2 и ШВСМ Санкт-Петербурга,
которые использовали базовый курс ментального тренинга от 3 до 5 раз
в неделю в течение 3 – 4 месяцев, наблюдался целый комплекс эффектов:
• достоверное улучшение устойчивости и переключаемости внимания, скорости
переработки информации, существенное улучшение психоэмоционального
статуса;
• повышение функциональных возможностей спортсменов (улучшение показателей
психомоторики и психических процессов, вегетативных функций);
• укрепление психосоматического здоровья и повышение уровня психофизической
адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам;
• возрастание эмоциональной устойчивости за счет стресслимитирующего
эффекта, способности противостоять препятствиям на пути к достижению
цели и уровня притязательности;
• повышение успеваемости учащихся УОР, изменение эмоционально-этической
ориентации, возрастание чувства внутренней гармонии, перестройка гендерных
стереотипов [3, 5].
Во-вторых, как свидетельствуют результаты внедрения ментального тренинга
в систему подготовки высококвалифицированных спортсменов Санкт-Петербургского
Центра олимпийской подготовки, даже 6-недельные занятия способствуют
повышению соревновательной надежности и росту спортивных результатов,
что подтверждают как сами спортсмены, так и тренерский состав.
Так, заслуженный тренер России Р.М.Забалуев (биатлон) подчеркивает,
что "...используя ментальный тренинг, за два года мы подготовили
5 мастеров спорта международного класса и дали в сборную команду России
по летнему и зимнему биатлону 8 спортсменов".
Государственный тренер России по Санкт-Петербургу И.Дорошенко отмечает:
"...два года назад мы обратились к специалистам СПбНИИФК с просьбой
повысить надежность соревновательной деятельности нашей ведущей прыгуньи
в воду Е.Ольшевской. После курса ментального тренинга Е.Ольшевская
значительно повысила соревновательную результативность, сейчас она
двукратная чемпионка России, чемпионка Универсиады и Европы, и только
один не очень удачный прыжок отдалил ее от олимпийской медали в Сиднее"
(см. подробнее 3 и 4).
Специфика психофизиологических механизмов ментального тренинга и биоэлектрографическая
технология диагностики психофизического потенциала спортсмена.
Как подчеркивалось выше, основу используемой в России
системы ментального тренинга составляет обучение спортсмена психофизической
саморегуляции и активному вхождению в так называемое альтернативное
состояние сознания (АСС).
Наиболее детальная классификация АСС была представлена S.Krippner
в 1972 г., хотя автор справедливо подчеркивал ее неоднородность [17].
Однако еще в конце 1960-х гг. известный психолог G.Murphy в статье
"Психология 2000 года" выделил тип АСС, который (в отличие
от фармакологически вызванных, медитативных и гипнотических АСС) обозначил
как "креативное АСС" (КАСС), связанное с творческой активностью
личности и достижением пика совершенства в различных видах деятельности:
спорт, искусство, бизнес. При этом автор подчеркнул, что, по его мнению,
к 2000 году этот тип АСС будет детально изучен и станет активно достижим
индивидами [22].
Прогресс в познании этого специфического типа АСС действительно произошел
в конце 1990 х гг. и, что крайне существенно, произошел именно в спортивной
науке, где критерий пика совершенства и реализации "акме"
личности четко определен [10, 26]. В настоящее время выделены следующие
основные психологические и психофизиологические характеристики КАСС
высококвалифицированных спортсменов:
• полная концентрация внимания на целевой установке (результат) в
сочетании с диссоциацией от окружающей среды;
• изменение восприятия времени и пространства;
• снижение болевой чувствительности и снятие психологического барьера
(трансформация оценки достижения цели);
• формирование яркого моторно-психического образа реализации спортивного
навыка;
• гармонизация биоэлектрической активности головного мозга, звеньев
биоэнергетической системы организма (меридианных биологически активных
точек) и вегетативной регуляции.
Как свидетельствуют результаты исследований, отличительной чертой
КАСС, сопровождающих реализацию спортивного действия, является сочетание
указанных перцептивных изменений с формированием позитивного психоэнергетического
состояния, создающего у спортсмена яркий психический образ достижимости
успеха [5, 26].
Именно поэтому обучение спортсменов самоиндукции КАСС и составляет
ключевое звено технологии психоподготовки в ходе ментальной тренировки,
а тестирование способности спортсмена к самоиндукции КАСС, в свою
очередь, имеет принципиальное значение в диагностике качества психической
(ментальной) подготовки спортсмена.
Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что поиск диагностических
коррелят КАСС в последние десятилетия, как и предсказывал G.Murphy,
активно осуществлялся как на уровне фундаментальных, так и прикладных
исследований, до последнего времени в практике спорта использовали
исключительно субъективные методы контроля способности спортсменов
к самоиндукции КАСС.
Можно выделить две основные причины сложившейся ситуации. Первая –
существенно противоречивые результаты, которые были получены в мире
по электрографическим коррелятам АСС [16] при использовании стандартных
и клинически ориентированных электрофизиологических методов. Вторая
причина – существенно ограниченные, буквально до последних лет, возможности
изучения собственно биоэлектрографических коррелят процессов саморегуляции
моторно-психического потенциала человека. В практике спорта с этой
целью в 1990 х гг. фактически использовались только два косвенных
метода: метод биометрии, разработанный профессором В.А.Булкиным в
ходе обследований юных спортсменов и метод регистрации квази-постоянного
потенциала организма человека [11, 26 и др.].
Только становление и развитие в конце 1990 х гг. новой технологии
биоэлектрографии, нацеленной на изучение энергоинформационных процессов
организма человека [12] открыло реальные пути для объективизации АСС
и диагностики процессов саморегуляции психофизического потенциала.
Данный подход основан на известном эффекте Кирлиан и в компьютерном
варианте получил название "метод газоразрядной визуализации вызванных
биоэлектрических сигналов" (ГРВ метод) [14]. В настоящее время
ГРВ метод сертифицирован МЗ РФ и реализован в виде автоматизированного
импульсного анализатора "Коррекс" (модификация более ранней
модели "Корона-ТВ").
Основные разработки по применению метода ГРВ в спорте были проведены
в 1999 – 2002 гг. в ходе реализации международного научного проекта
на базе Северо-Западной Олимпийской академии (руководитель академик
В.У.Агеевец). Исследования, проведенные на базе санкт-петербургских
училищ олимпийского резерва № 1 и 2, Школы лидерства (Оребро, Швеция)
и кафедры легкой атлетики Санкт-Петербургской государственной академии
физической культуры им.П.Ф.Лесгафта, позволили выявить следующие основные
закономерности [7, 8].
Было статистически доказано, что паттерны газоразрядной визуализации
энергоэмиссионных процессов пальцев рук (БЭО-граммы) высококвалифицированных
спортсменов и олимпийских чемпионов, регистрируемые в состоянии относительного
покоя, отличаются специфическими особенностями и в подавляющем большинстве
случаев соотносимы с типом IIа и IIб БЭО-грамм и непосредственно
связаны с уровнем их психофизического потенциала (см. рис.1).
(Под психофизическим потенциалом понимается уровень моторно-психических
функциональных резервов организма, генетически детерминированных по
своей природе и относительно устойчиво модифицируемых в ходе долговременной
адаптации к факторам тренировочных нагрузок (Бундзен П.В., 2000).)
Как свидетельствуют результаты исследований, проведенные в России,
США и Швеции [7], указанные типы БЭО-грамм характерны для практически
здоровых испытуемых, отличающихся высоким уровнем психоэнергетики.
При этом было выявлено, что развитие у спортсменов донозологических
изменений качества психосоматического здоровья или явлений перетренированности
приводит к статистически достоверным изменениям интегральных параметров
БЭО-грамм. Последнее доказывает прямую валеометрическую ценность метода
ГРВ, так как речь в данном случае идет о ранней диагностике так называемых
энергодефицитных состояний, что, несомненно, повышает "валеологическую
безопасность" подготовки олимпийского резерва [1].
Вторая важная закономерность, обнаруженная в ходе исследований, это
связь интегральных и базовых параметров БЭО грамм с генотипическими
характеристиками, качеством психофизической выносливости спортсменов
и успешностью соревновательной деятельности [8].
Для характеристики генотипических особенностей спортсменов в комплексных
исследованиях был использован метод определения генотипов ангиотензинпревращающего
фермента (АПФ), внедренный в России В.А.Рогозкиным с сотрудниками
[15]. Определение психофизической выносливости проводилось с использованием
методов функциональной диагностики и психодиагностики, хорошо известных
в практике спортивной медицины, физиологии и психологии спорта [18,
19, 20].
Исследования, проведенные на большом контингенте высококвалифицированных
спортсменов, свидетельствуют о комплиментарной зависимости параметров
БЭО грамм как от генотипа АПФ, определяющего предрасположенность к
высшим достижениям в видах спорта на выносливость [15, 21], так и
актуального моторно-психического потенциала спорт-смена, выявляемого
за счет комплексной психофизической функциональной диагностики (см.
таблицу, рис.2).
Как видно из представленных результатов многопараметрического статистического
анализа, структура первого фактора свидетельствует о высокодостоверной
связи параметров БЭО грамм с генетическим маркером АПФ, а функциональная
структура второго фактора подтверждает комплиментарность связи параметров
БЭО грамм с параметрами, характеризующими моторно-психический потенциал
спортсменов, и экспертными оценками эффективности их соревновательной
деятельности.
Таким образом, параметры БЭО грамм спортсменов, регистрируемые в состоянии
относительного покоя, в силу их полифункциональной специфики приобретают
важное самостоятельное диагностическое значение в объективизации функциональных
резервов спортсменов, непосредственно характеризуя их актуальный психофизический
потенциал.
В отличие от БЭО грамм, регистрируемых в состоянии относительного
покоя, БЭО граммы, которые фиксируются в условиях функциональных нагрузок,
позволяют получить информацию непосредственно о психической (ментальной)
подготовленности спортсмена. В данном случае это функциональные нагрузки,
связанные с актами идеомоторного вос-произведения элементов спортивного
навыка или образного проигрывания соревновательной ситуации в целом,
которые, как указывалось выше, составляют важные элементы ментальной
тренировки.
Исследования, проведенные на высококвалифицированных спортсменах в
России и Швеции, а также на испытуемых контрольных групп, прошедших
курс ментального тренинга [5, 9], дают основания утверждать, что акты
образных представлений (имагинации) приводят к резкой трансформации
БЭО грамм и, в частности, возникновению феномена дистантной эмиссии
(ФДЭ) (рис.2). Можно выделить следующие функциональные особенности
феномена ФДЭ:
• специфическим условием формирования ФДЭ является погружение испытуемого
в АСС, что может быть проконтролировано за счет электрофизиологических
и психолингвистических методов;
• ФДЭ устойчиво выявляется только у спортсменов, прошедших полный
курс ментальной тренировки и освоивших программу "Псих-оп";
• обнаруживается достоверная связь устойчивости воспроизведения ФДЭ
с коэффициентом психической энергии спортсмена, определяемым с помощью
теста "POMS" [20], который широко используется психологами
в олимпийском спорте.
Все вышеизложенные факты дают основание утверждать, что феномен ФДЭ
непосредственно отражает процессы срочной психоэнергетической мобилизации
и в связи с этим может быть использован как биоэлектрографический
маркер качества ментальной тренировки и, соответственно, объективный
маркер, уточняющий степень психической готовности спортсмена к соревновательной
деятельности.
Разработка и результаты апробации скрининговой
диагностико-консультационной системы "Квантум Про".
Учитывая вышеизложенное, в 2000 – 2003 гг. в сотрудничестве
со специалистами кафедры проектирования компьютерных систем Санкт-Петербургского
Технического университета был разработан опытный образец автоматизированного
комплекса для скрининговой оценки и мониторинга психофизического потенциала
высококвалифицированных спортсменов "Квантум Про".
Комплекс включает пять блоков, позволяющих оценить психофизический
потенциал (уровень психофизиологических резервов) спортсмена:
• валеометрический блок – оценка качества здоровья;
• блок оценки физической работоспособности;
• блок психометрии и оценки психической работоспособности;
• блок оценки вегетативной и гуморальной регуляции на базе метода
вариационной кардиометрии;
• блок оценки состояния биоэнергетического гомеостаза на базе метода
ГРВ биоэлектрографии (в шкале "энергоизбыточность – норма – энергодефицит").
Блок ГРВ диагностики в настоящее время обеспечен двумя пакетами компьютерных
программ "GDV APPS" и "GDV Pattern 6" предназначенными
для экспресс-анализа БЭО грамм. Обработка данных позволяет практически
в реальном масштабе времени получать индивидуальные характеристики
биоэнергетического гомеостаза спортсмена, а в дальнейшем – групповой
рейтинг по всем обследованным, отражающий сравнительный уровень функциональных
резервов спортсменов.
Обработка полученных БЭО грамм, расчет индексов по каждому испытуемому
и построение группового рейтинга выполняется программой "ГРВ
Рейтинг".
Программа количественно обрабатывает БЭО граммы 10 пальцев человека,
отснятых без фильтра. Перед началом работы в программе проводится
калибровка, которая создает "коридор нормы" на базе предварительной
калибровки с помощью "тест-объекта"– металлического титанового
цилиндра.
В процессе обработки БЭО граммы каждого пальца автоматически разбиваются
на 5 равномерных секторов. При завершении процесса секторального разбиения
программа переходит к построению круговых диаграмм для левой и правой
рук обследуемого. Каждая из круговых диаграмм разделена на 5 секторов,
соответствующих 5 пальцам (см. рис.4). Каждый из этих 5 секторов разделен
в свою очередь на 6 равных подсекторов каждого пальца. По каждому
подсектору рассчитывается коэффициент, который является нормированным
относительно паттернов "тест-объекта" и измеряется в относительных
величинах. Значения нормированного коэффициента по каждому подсектору
наносятся на круговую диаграмму. Диаграмма (рис.3) состоит из трех
кругов; внутренний круг – зона энергодефицита (соответствует значениям
нормированного коэффициента менее –0,6); средний круг – зона нормы
(соответствует значениям нормированного коэффициента от –0,6 до +0,6);
внешний круг – зона энергоизбыточности (соответствует значениям нормированного
коэффициента более +0,6). Одновременно автоматически рассчитываются
интегральный параметр JS, вычисляющийся как среднее арифметическое
коэффициентов по каждому подсектору на диаграмме, и среднее квадратичное
отклонение (СКО). Расчет JS и СКО выполняется для правой и левой рук
отдельно. Параметры JS и СКО характеризуют актуальный биоэнергетический
статус обследуемого и являются валеометрическими показателями [7].
Далее автоматически рассчитывается ряд индексов, выраженных в процентах,
характеризующих психофизическое состояние испытуемого:
1. Общий функционально-энергетический индекс (ОФЭИ)
Отношение векторов, находящихся в пределах нормы (от –0,6 до +0,6),
деленное на общее количество векторов (по обеим рукам) – 60.
2. Индекс билатерального функционально-энергетического баланса (ИБФЭБ)
3. Общий уровень энергодефицита (ОУЭ)
Сумма всех векторов, имеющих значения, соответствующие состоянию энергодефицита,
по обеим рукам.
4. Индекс симметрии парциального энергодефицита (ИСПЭ).
Сумма всех совпадений по правой и левой руке по каждому сектору, находящихся
в зоне энергодефицита. Рассчитывается по формуле
На основе рассчитанных индексов по каждому испытуемому выводится интегральный
коэффициент рейтинга (ИКР), выраженный в относительных единицах, который
рассчитывается по формуле:
На основе ИКР автоматически проводится ранжирование испытуемых.
Пример построения рейтинга спортсменов УОР 1 с помощью программы "ГРВ
Рейтинг" приведен на рис.4.
Зеленым, желтым и красным цветами выделены три группы спортсменов,
различающиеся по уровню психофизиологических резервов.
Спортсмены, относящиеся к "зеленой" группе по результатам
скрининг-диагностики, имеют высокий уровень психофизиологических резервов
(что подтверждается экспертными заключениями тренерско-преподавательского
состава).
Уровень психофизиологических резервов спортсменов, относящихся к "желтой"
группе, варьирует в пределах нормы и может быть повышен за счет оптимизации
тренировочного процесса.
Уровень психофизиологических резервов спортсменов, относящихся к "красной"
группе, снижен, как правило, за счет перенесенных заболеваний, явлений
перетренированности, неблагоприятного периода индивидуального года
и других факторов. Спортсмены этой груп-пы требуют углубленного медицинского
обследования, так как надежность соревновательной деятельности у них
обычно снижена.
Одновременно система "GDV Patter 6", используя заложенную
в базу знаний психодиагностическую информацию, позволяет получить
персонифицированную оценку обследуемых спортсменов по трем группам
параметров:
• выраженность спортивно важных качеств,
• наличие донозологических изменений качества психосоматического здоровья,
• уровень явлений энергодефицита (см. рис.5).
Для принятия решения в системе использован метод меридианной психодиагностики,
разработанный в секторе психофизиологии спорта СПбНИИФК [6].
Заключение.
Результаты апробации аппаратно-программного комплекса "Квантум
Про" в училищах олимпийского резерва Санкт-Петербурга в 2001
– 2003 гг. дают основания считать, что синтез методов, реализованных
в скрининговой диагностико-консультационной системе "Квантум
Про", существенно расширяет возможности функциональной диагностики
в спорте высших достижений.
К ним, в первую очередь, относится возможность персонифицированной
скрининговой экспресс-оценки и мониторинга психофизических функциональных
резервов спортсмена с учетом генетической предиспозиции. Второй важный
фактор, определяющий значимость разработанной технологии, – возможность
объективной оценки психической (ментальной) подготовленности спортсмена
и способности спортсмена к психоэнергетической мобилизации в условиях
соревновательной деятельности.
К числу конкретных направлений внедрения разработанной комплексной
технологии функциональной диагностики в подготовку олимпийского резерва
следует отнести ее использование в системе отбора юных спортсменов,
оперативного контроля и мониторирования их психофизического состояния
в ходе учебно-тренировочного процесса, а также использования полученных
данных для прогноза успешности соревновательной деятельности.
Оценка результатов вышеизложенных исследований свидетельствует о том,
что сочетание технологии ментальной тренировки с системой функциональной
диагностики, базирующейся на методах квантовой биофизики, в полной
мере отвечает ряду принципиальных критериев инновационных процессов
в олимпийском спорте. К их числу относятся: валеологическая безопасность,
комплексный учет генетических и филогенетических (средовых) факторов
в формировании спортивного таланта, позитивное психоэмоциональное
и духовное развитие личности спортсмена.
Интеграция представленных в работе технологий в систему психофизической
подготовки юных квалифицированных спортсменов представляется особенно
ценной, если иметь в виду актуальность сохранения и совершенствования
генофонда нации – олимпийского резерва.
Литература
1. Бальсевич В.К. Стратегия развития инновационных процессов в системах
олимпий-ской подготовки: Материалы научно-практической конференции
"Тенденции развития спорта высших достижений и стратегия подготовки
высококвалифицированных спортсменов в 1997 – 2000 гг. – Москва, 1997.
– С.80 – 87.
2. Бундзен П.В., Баландин В.И. Основы ментального тренинга для спорта:
Методическое пособие. – СПб., 1997. – 24 с.
3. Баландин В.И., Бундзен П.В. Ментальный тренинг для повышения соревновательной
надежности спортсменов: Методическое пособие. – СПб., 1998. – 27 с.
4. Баландин В.И., Бундзен П.В, Диагностика и коррекция соревновательной
надежности спортсменов: Методическое пособие. – СПб., 1999. – 38 с.
5. Бундзен П.В. Современные тенденции в развитии технологий психической
подготовки спортсменов // Ежегодный научный вестник ГАФК им. П.Ф.Лесгафта.
– СПб., 2000. – С.40 – 44.
6. Бундзен П. В., Ястребов Ю.В .
7. Бундзен П.В., Коротков К.Г. Определение качества здоровья на базе
ГРВ-параметров // Материалы Международного конгресса по биоэлектрографии.
– СПб., 2000. – С.18 – 20.
8. Бундзен П.В., Загранцев В.В., Коротков К.Г., Колодий О.В., Назаров
И.Б., Рогозкин В.А. Психофизическая и генетическая детерминация квантово-полевого
уровня био-энергетики организма спортсменов // Теория и практика физической
культуры. – 2002. –45
9. Бундзен П.В., Комаров И.И., Коротков К.Г., Лебединский В.М., Рогозкин
В.А.
Инновационные тенденции в развитии технологий спортивного отбора //
Материалы международного Конгресса « Современный олимпийский спорт»,
том 3
Москва 2003, С 91-92.
10. Волков И.П. Телопсихика человека: Синтез научных, философских
и религиозных знаний. – СПб.: Изд-во БПА, 1999. – С.186.
11. Кожевников В.Н., Бундзен П.В. Способ подготовки спортсменов-саночников.
– Па-тент России, № 2013775, 1994 год.
12. От эффекта Кирлиан к биоэлектрографии // Под ред. К.Г.Короткова.
– СПб., 1998. – 241 с.
13. Korotkov K. Aura and Consciousness – new stage in Scientific Understanding.
– SPb., 1999. – 301 p.
14. Коротков К.Г. Основы ГРВ-биоэлектрографии. – СПб., 2001. – 350
с.
15. Рогозкин В.А., Назаров И.Б., Казаков В.И., Томилин Н.В. Возможности
генетического отбора спортсменов: реальность и перспектива // Вестник
спортивной медицины. – 1999. – № 3. – С.52.
16. Hussein J., Fatooki l. Inconsistency and Ambiquity in the Usage
of the Term Altered States of Consciousness. – England, Univ. of Durham,
1999. – 22 p.
17. Kripper S. Altered States of Consciousness // In: J. White ed.
"The Highest State of Con-sciousness". – New York, 1972.
– P.1 – 5.
18. Lear S., Brozic A., Myers I., Ignaszewski A. Exercise Stress Testing
// Sports Medicine. – 1999. – Vol.27. – № 5. – P.275 – 345.
19. Maharant L., Banman P., Kalntar D. Masters Athletes. Factors Testing
Performance // Sport Medicine. – 1999. – Vol.28. – № 4. – P.221 –
298.
20. McNair D.M. Profile of Mood States. – San Diego, California, 1992.
– 53 p.
21. Montgomery H., Clarkson P. et al. Human gene for physical performance
// Nature. – 1998. – Vol.393. – P.221.
22. Murphy G. Psychology in the Year 2000 // American Psychologist.
– 1969. – Vol.24. – P.523 – 530.
23. Orlick T. Pursuit of Excellence in Performance. – Canada, 1997
(Audio-Edition).
24. Partington J., Orlick T. Modelling mental links to excellence.
MTE-1 for quality practice // J. of Excellence. – 1998. – Vol.1. –
№ 1. – P.82 – 104.
25. Shermer M. Some athletes swear by it other laugh at it. Can science
determine of sport psy-chology works? // Scientific American. – 2000.
– Vol.11. – № 3. – P.27 – 39.
26. Unestahl L.-E. Integrerad Mental Training / Veje Int. Оrebro,
1996. – 240 p.
Таблица 1. Факторный анализ результатов углубленного комплексного
обследования высококвалифицированных юных спортсменов.
|
Factor 1 |
Factor 2 |
Factor 3 |
|
0,057
|
0,553
|
0,260
|
Вид спорта |
-0,160 |
0,593 |
-0,383 |
Квалификация |
-0,300 |
0,368 |
0,616 |
S_int_L |
0,832 |
0,280 |
0,201 |
Dis S_int_L |
-0,509 |
-0,494 |
-0,203 |
S_int_R |
0,743 |
0,270 |
-0,034 |
Dis S_int_R |
-0,607 |
-0,171 |
0,119 |
S_int_L_F |
0,567 |
-0,390 |
0,331 |
Dis S_int_L_F |
-0,449 |
0,093 |
-0,508 |
S_int_R_F |
0,569 |
-0,343 |
0,364 |
Dis S_int_R_F |
-0,314 |
0,295 |
-0,251 |
S_int_L-S_int_L F |
-0,709 |
-0,421 |
-0,071 |
Генотип АПФ |
0,602 |
0,237 |
-0,194 |
|
0,077
|
0,860
|
-0,085
|
Кислородный пульс |
-0,558 |
0,542 |
0,412 |
МПК |
-0,618 |
0,398 |
0,441 |
Вес |
-0,425 |
-0,060 |
0,572 |
МПК / Вес |
-0,305 |
0,675 |
-0,223 |
Индекс напряжения |
0,208 |
-0,544 |
-0,137 |
Дизоксия миокарда |
-0,428 |
-0,311 |
-0,264 |
"POMS" утомление |
-0,170 |
-0,311 |
0,460 |
"POMS" уверенность |
-0,159 |
-0,357 |
0,519 |
"POMS" ПЭК |
-0,016 |
0,777 |
-0,006 |
|
0,124
|
0,323
|
0,483
|
Expl. Var |
5,070 |
4,792 |
2,847 |
Prp. Totl |
0,211 |
0,200 |
0,119 |
В показателях: S_int_L; S_int_R; Dis S_int_L и Dis
S_int_R – интегральные показатели интен-сивности энергоэмиссионных
процессов пальцев левой и правой рук, зарегист-рированные без применения
фильтра и при использовании фильтра (S_int_L_F; Dis S_int_L_F; S_int_R_F;
Dis S_int_R_F), а также их различие – S_int_L-S_int_L F по левой руке.
"POMS" – многопараметрический тест для определе-ния актуального
психоэмоционального статуса. ПЭК – психоэнергетический коэффициент,
рассчитываемый по параметрам теста "POMS".
n = 40. Выделены факторные значения параметров с вероятностью p <
0,002.

Рис.1. Особенности БЭО-грамм высококвалифицированных спортсменов,
регистрируемые в состоянии относительного покоя (I) и в условиях имитационного
идео-моторного моделирования элементов спортивного навыка (II).
Рис.2. Результаты кластерного анализа группы квалифицированных (МС,
КМС) юных спортсменов УОР 2 Санкт-Петербурга по психофизическому потенциалу.
По оси ординат – интегральный параметр JS, по оси абсцисс – дисперсия
JS (DJSR). Ось R – представляет рейтинг спортсменов по результатам
успешности соревновательной деятельности в годичном цикле. I, II,
III группы спортсменов.

Рис.3. ГРВ диаграммы практически здорового юного
спортсмена. Сектора диаграмм соответ-ствуют пяти пальцам правой и
левой руки и построены по параметру JS. В центре диаграмм – коридор
нормы.

Рис.4. Пример построения рейтинга обследованных спортсменов
УОР 1 по уровню психофи-зиологических резервов (программа "GDV
Pattern"). Различными цветами (штриховкой) выделены три группы,
различающиеся по уровню психофизиологических резервов и качеству здоровья
(объяснения в тексте).

Рис.5. Пример экспертного диагностико-консультационного
заключения по программе "GDV Pattern" (объяснения в тексте).