e-mail:
valery.mukhin@gmail.com


Список электронных публикаций
(e-prints)

Список цитирований работ В.Н. Мухина

Индекс цитирования В.Н. Мухина

Награды

 

 

Мухин Валерий Николаевич

Личный сайт

Итоги II спартакиады "Спортивный потенциал России": Сборник методических рекомендаций для училищ олимпийского резерва России. – Орёл. – 2004. – С. 42-61.

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТСМЕНОВ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

© 2004 г. Бундзен П.В.*, Коротков К.Г.**, Унесталь Л.-Э.***,
Белобаба О.**, Короткова А.**, Крылов Б.**,
Макаренко О.*, Мухин В.*, Ястребов Ю.В.*

* ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры»
** Санкт-Петербургский Технический университет (СПИТМО)
*** Школа лидерства и Центр олимпийской поддержки, Оребро, Швеция


Представлены результаты исследований, проведенных в рамках международного проекта на базе подразделений Северо-Западной Олимпийской академии России и Школы лидерства Швеции в 1999 – 2003 гг.
Показана эффективность использования новых технологий – ментального тренинга и биоэлектрографической функциональной диагностики, основанной на методах квантовой биофизики и медицины, с целью повышения качества психической подготовки и эффективности соревновательной деятельности спортсменов олимпийского резерва. Подчеркивается необходимость учета генетического фактора в диагностике психофизического потенциала спортсменов и их психоэнергетических возможностей. Представлены диагностические возможности скрининговой экспертной системы "Квантум Про".

Общепризнанным в настоящее время является тот факт, что психофизическая готовность спортсмена – это решающий фактор победы в олимпийском спорте. Не случайно в последнее десятилетие психологи спорта и специалисты смежных наук (психофизиологи и биофизики) особое внимание уделяют разработке специальных технологий подготовки высококвалифицированных спортсменов на основе достижений фундаментальных наук: генетики, психогенетики, квантовой биофизики и медицины. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет именно о создании новых технологий психотренинга и функциональной диагностики, а не просто о совершенствовании существующей системы научно-методического обеспечения тренировочного процесса. Как известно, именно этой проблеме специальное внимание уделяет концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации (Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 4.-- С.2–10.).

Методология и практическая эффективность ментального тренинга.

Специфическими особенностями современных технологий психической подготовки в спорте высших достижений, получивших в мировой практике обобщенное название "ментальный тренинг", являются:
• ориентация процесса систематического психотренинга на формирование психических качеств и навыков, способных обеспечить достижение пика спортивного мастерства при одновременном повышении качества психосоматического здоровья спортсмена;
• обучение спортсмена трансформации психического состояния с целью использования в условиях соревновательной деятельности мозговых механизмов так называемого альтернативного состояния сознания;
• обеспечение в ходе тренировочного процесса позитивного развития личности спортсмена и повышение его духовно-деятельностного потенциала, так называемых "тафф качеств".
Ментальный тренинг как технология психотренинга в элитном спорте был сформирован в середине 1980-х годов. В настоящее время более 75% спортсменов высшего класса в США, Канаде, Швеции и других европейских странах используют системы ментальной тренировки [25, 26].
Разработка теоретических основ и методов ментальной тренировки с 1991 года ведется под руководством Международного научно-практического общества ментального тренинга, при этом с 1996 года на базе международных центров в Канаде, Швеции и Малайзии начата целенаправленная подготовка тренеров по ментальной тренировке, включая и использование современных телекоммуникационных технологий: дистантное обучение, Интернет. В 2003 году в Санкт-Петербурге состоялся первый в России Международный научный конгресс по ментальному тренингу.
В подготовку олимпийского резерва и высококвалифицированных спортсменов система ментальной тренировки была внедрена в 1998 – 2000 гг. на базе подразделений Северо-Западной Олимпийской академии России, УОР 1 (директор Лебединский В.М.), УОР 2 (директор Комаров И.И.) и Санкт-Петербургского центра олимпийской подготовки. Курсы по подготовке специалистов по ментальному тренингу были созданы на базе Балтийской педагогической академии (президент Академии профессор Волков И.П.) и кафедры психологии Академии физической культуры им.П.Ф.Лесгафта.
Принципиальным отличием разработанной технологии ментального тренинга от других психотехнических методов является долговременный систематический характер психической подготовки, непосредственно интегрированный в структуру учебно-тренировочного процесса. При этом важнейшей отличительной чертой используемой в России модели ментального тренинга является выраженная психопедагогическая направленность, нацеленная на формирование психических качеств и навыков, которые формируют высокий моторно-психический (психофизический) потенциал спортсмена и уверенность в достижении успеха в условиях соревновательной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что ментальная тренировка представляет собой структурноцелостную систему психической подготовки, обеспечивающую тренинг базисных психофизиологических механизмов, связанных с реализацией спортивной деятельности.
Другой, и наиболее ценной для практики спорта, особенностью системы ментальной тренировки является четкая сопряженность программ психотренинга с периодами и циклами подготовки к соревнованиям.
В настоящее время в практике психической подготовки высококвалифицированных спортсменов используются два варианта ментального тренинга: базовая модель, включающая 23 аудиопрограммы, и блиц-модель, состоящая из шести аудиопрограмм и рассчитанная на самостоятельное использование спортсменами для закрепления эффекта базового курса. (Базовая модель сертифицирована Всероссийской федерацией психологов спорта и Федерацией спортивной медицины Российской Федерации.)
Программа базового курса ментального тренинга включает четыре этапа:
Этап 1 – базисный курс психотренинга (шесть программ); главная задача этой части – научиться мышечному и психическому расслаблению (релаксации) и создать необходимую основу для освоения программ саморегуляции психического состояния;
Этап 2 – используется обычно после овладения базисным курсом и предназначен для развития и совершенствования важных для спорта и жизни качеств – уверенности, спокойствия, сосредоточенности, умения преодолевать трудности и др.;
Этап 3 – спортивный психотренинг – шесть программ, рассчитанных на шесть недель тренировочного процесса и нацеленных на совершенствование идеомоторных навыков и формирование установки на успех в соревнованиях;
Этап 4 – курс непосредственной психологической подготовки к конкретному соревнованию, включающий четыре тренировочные программы. Ключевое значение в этом блоке имеет программа "Псих-оп", позволяющая развить способности к срочной мобилизации психоэнергетического потенциала спортсмена.
Таким образом, общая длительность базового курса ментальной подготовки составляет не менее четырех месяцев, а в дальнейшем дополняется непосредственной подготовкой к ответственным соревнованиям и программами блиц-модели по желанию спортсменов.
В свою очередь блиц-модель [см. 3] включает следующие программы: мышечная релаксация, психическая релаксация, идеомоторная тренировка, мобилизация и концентрация внимания, выработка психологии победителя и борьба со страхом. Естественно, блиц-модель ментального тренинга может быть использована и для краткосрочной самостоятельной тренировки.
Программы могут прослушиваться как групповым способом в специально оборудованных помещениях в положении лежа или сидя, так и на местах проведения основных тренировочных занятий. При наличии портативного магнитофона (плеера) и личных аудиокассет спортсмен может прослушивать программы самостоятельно в удобное время. Более подробно содержание аудиопрограмм и детали проведения ментального тренинга представлены в специальных методических пособиях [2, 3, 4].
Отмеченные особенности ментальной тренировки дают в руки спортсмена возможность самостоятельной систематической психической подготовки к выступлению в ответственных соревнованиях и снимают персональную зависимость спортсмена от личности конкретного психолога.
С целью изучения кумулятивного эффекта ментальной тренировки совмещенной с проведением учебно-тренировочного процесса в УОР 1 и УОР 2, а также подготовкой спортсменов в Центре олимпийской подготовки Санкт-Петербурга был проведен ряд комплексных исследований с участием специалистов-экспертов: психологов, психофизиологов, педагогов и ведущих тренеров.
Результаты проведенных исследований могут быть обобщены в следующих основных положениях.
Во-первых, было выявлено, что у спортсменов УОР 1, УОР 2 и ШВСМ Санкт-Петербурга, которые использовали базовый курс ментального тренинга от 3 до 5 раз в неделю в течение 3 – 4 месяцев, наблюдался целый комплекс эффектов:
• достоверное улучшение устойчивости и переключаемости внимания, скорости переработки информации, существенное улучшение психоэмоционального статуса;
• повышение функциональных возможностей спортсменов (улучшение показателей психомоторики и психических процессов, вегетативных функций);
• укрепление психосоматического здоровья и повышение уровня психофизической адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам;
• возрастание эмоциональной устойчивости за счет стресслимитирующего эффекта, способности противостоять препятствиям на пути к достижению цели и уровня притязательности;
• повышение успеваемости учащихся УОР, изменение эмоционально-этической ориентации, возрастание чувства внутренней гармонии, перестройка гендерных стереотипов [3, 5].
Во-вторых, как свидетельствуют результаты внедрения ментального тренинга в систему подготовки высококвалифицированных спортсменов Санкт-Петербургского Центра олимпийской подготовки, даже 6-недельные занятия способствуют повышению соревновательной надежности и росту спортивных результатов, что подтверждают как сами спортсмены, так и тренерский состав.
Так, заслуженный тренер России Р.М.Забалуев (биатлон) подчеркивает, что "...используя ментальный тренинг, за два года мы подготовили 5 мастеров спорта международного класса и дали в сборную команду России по летнему и зимнему биатлону 8 спортсменов".
Государственный тренер России по Санкт-Петербургу И.Дорошенко отмечает: "...два года назад мы обратились к специалистам СПбНИИФК с просьбой повысить надежность соревновательной деятельности нашей ведущей прыгуньи в воду Е.Ольшевской. После курса ментального тренинга Е.Ольшевская значительно повысила соревновательную результативность, сейчас она двукратная чемпионка России, чемпионка Универсиады и Европы, и только один не очень удачный прыжок отдалил ее от олимпийской медали в Сиднее" (см. подробнее 3 и 4).


Специфика психофизиологических механизмов ментального тренинга и биоэлектрографическая технология диагностики психофизического потенциала спортсмена.

Как подчеркивалось выше, основу используемой в России системы ментального тренинга составляет обучение спортсмена психофизической саморегуляции и активному вхождению в так называемое альтернативное состояние сознания (АСС).
Наиболее детальная классификация АСС была представлена S.Krippner в 1972 г., хотя автор справедливо подчеркивал ее неоднородность [17]. Однако еще в конце 1960-х гг. известный психолог G.Murphy в статье "Психология 2000 года" выделил тип АСС, который (в отличие от фармакологически вызванных, медитативных и гипнотических АСС) обозначил как "креативное АСС" (КАСС), связанное с творческой активностью личности и достижением пика совершенства в различных видах деятельности: спорт, искусство, бизнес. При этом автор подчеркнул, что, по его мнению, к 2000 году этот тип АСС будет детально изучен и станет активно достижим индивидами [22].
Прогресс в познании этого специфического типа АСС действительно произошел в конце 1990 х гг. и, что крайне существенно, произошел именно в спортивной науке, где критерий пика совершенства и реализации "акме" личности четко определен [10, 26]. В настоящее время выделены следующие основные психологические и психофизиологические характеристики КАСС высококвалифицированных спортсменов:
• полная концентрация внимания на целевой установке (результат) в сочетании с диссоциацией от окружающей среды;
• изменение восприятия времени и пространства;
• снижение болевой чувствительности и снятие психологического барьера (трансформация оценки достижения цели);
• формирование яркого моторно-психического образа реализации спортивного навыка;
• гармонизация биоэлектрической активности головного мозга, звеньев биоэнергетической системы организма (меридианных биологически активных точек) и вегетативной регуляции.
Как свидетельствуют результаты исследований, отличительной чертой КАСС, сопровождающих реализацию спортивного действия, является сочетание указанных перцептивных изменений с формированием позитивного психоэнергетического состояния, создающего у спортсмена яркий психический образ достижимости успеха [5, 26].
Именно поэтому обучение спортсменов самоиндукции КАСС и составляет ключевое звено технологии психоподготовки в ходе ментальной тренировки, а тестирование способности спортсмена к самоиндукции КАСС, в свою очередь, имеет принципиальное значение в диагностике качества психической (ментальной) подготовки спортсмена.
Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что поиск диагностических коррелят КАСС в последние десятилетия, как и предсказывал G.Murphy, активно осуществлялся как на уровне фундаментальных, так и прикладных исследований, до последнего времени в практике спорта использовали исключительно субъективные методы контроля способности спортсменов к самоиндукции КАСС.
Можно выделить две основные причины сложившейся ситуации. Первая – существенно противоречивые результаты, которые были получены в мире по электрографическим коррелятам АСС [16] при использовании стандартных и клинически ориентированных электрофизиологических методов. Вторая причина – существенно ограниченные, буквально до последних лет, возможности изучения собственно биоэлектрографических коррелят процессов саморегуляции моторно-психического потенциала человека. В практике спорта с этой целью в 1990 х гг. фактически использовались только два косвенных метода: метод биометрии, разработанный профессором В.А.Булкиным в ходе обследований юных спортсменов и метод регистрации квази-постоянного потенциала организма человека [11, 26 и др.].
Только становление и развитие в конце 1990 х гг. новой технологии биоэлектрографии, нацеленной на изучение энергоинформационных процессов организма человека [12] открыло реальные пути для объективизации АСС и диагностики процессов саморегуляции психофизического потенциала.
Данный подход основан на известном эффекте Кирлиан и в компьютерном варианте получил название "метод газоразрядной визуализации вызванных биоэлектрических сигналов" (ГРВ метод) [14]. В настоящее время ГРВ метод сертифицирован МЗ РФ и реализован в виде автоматизированного импульсного анализатора "Коррекс" (модификация более ранней модели "Корона-ТВ").
Основные разработки по применению метода ГРВ в спорте были проведены в 1999 – 2002 гг. в ходе реализации международного научного проекта на базе Северо-Западной Олимпийской академии (руководитель академик В.У.Агеевец). Исследования, проведенные на базе санкт-петербургских училищ олимпийского резерва № 1 и 2, Школы лидерства (Оребро, Швеция) и кафедры легкой атлетики Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им.П.Ф.Лесгафта, позволили выявить следующие основные закономерности [7, 8].
Было статистически доказано, что паттерны газоразрядной визуализации энергоэмиссионных процессов пальцев рук (БЭО-граммы) высококвалифицированных спортсменов и олимпийских чемпионов, регистрируемые в состоянии относительного покоя, отличаются специфическими особенностями и в подавляющем большинстве случаев соотносимы с типом IIа и IIб БЭО-грамм и непосредственно связаны с уровнем их психофизического потенциала (см. рис.1). (Под психофизическим потенциалом понимается уровень моторно-психических функциональных резервов организма, генетически детерминированных по своей природе и относительно устойчиво модифицируемых в ходе долговременной адаптации к факторам тренировочных нагрузок (Бундзен П.В., 2000).)
Как свидетельствуют результаты исследований, проведенные в России, США и Швеции [7], указанные типы БЭО-грамм характерны для практически здоровых испытуемых, отличающихся высоким уровнем психоэнергетики. При этом было выявлено, что развитие у спортсменов донозологических изменений качества психосоматического здоровья или явлений перетренированности приводит к статистически достоверным изменениям интегральных параметров БЭО-грамм. Последнее доказывает прямую валеометрическую ценность метода ГРВ, так как речь в данном случае идет о ранней диагностике так называемых энергодефицитных состояний, что, несомненно, повышает "валеологическую безопасность" подготовки олимпийского резерва [1].
Вторая важная закономерность, обнаруженная в ходе исследований, это связь интегральных и базовых параметров БЭО грамм с генотипическими характеристиками, качеством психофизической выносливости спортсменов и успешностью соревновательной деятельности [8].
Для характеристики генотипических особенностей спортсменов в комплексных исследованиях был использован метод определения генотипов ангиотензинпревращающего фермента (АПФ), внедренный в России В.А.Рогозкиным с сотрудниками [15]. Определение психофизической выносливости проводилось с использованием методов функциональной диагностики и психодиагностики, хорошо известных в практике спортивной медицины, физиологии и психологии спорта [18, 19, 20].
Исследования, проведенные на большом контингенте высококвалифицированных спортсменов, свидетельствуют о комплиментарной зависимости параметров БЭО грамм как от генотипа АПФ, определяющего предрасположенность к высшим достижениям в видах спорта на выносливость [15, 21], так и актуального моторно-психического потенциала спорт-смена, выявляемого за счет комплексной психофизической функциональной диагностики (см. таблицу, рис.2).
Как видно из представленных результатов многопараметрического статистического анализа, структура первого фактора свидетельствует о высокодостоверной связи параметров БЭО грамм с генетическим маркером АПФ, а функциональная структура второго фактора подтверждает комплиментарность связи параметров БЭО грамм с параметрами, характеризующими моторно-психический потенциал спортсменов, и экспертными оценками эффективности их соревновательной деятельности.
Таким образом, параметры БЭО грамм спортсменов, регистрируемые в состоянии относительного покоя, в силу их полифункциональной специфики приобретают важное самостоятельное диагностическое значение в объективизации функциональных резервов спортсменов, непосредственно характеризуя их актуальный психофизический потенциал.
В отличие от БЭО грамм, регистрируемых в состоянии относительного покоя, БЭО граммы, которые фиксируются в условиях функциональных нагрузок, позволяют получить информацию непосредственно о психической (ментальной) подготовленности спортсмена. В данном случае это функциональные нагрузки, связанные с актами идеомоторного вос-произведения элементов спортивного навыка или образного проигрывания соревновательной ситуации в целом, которые, как указывалось выше, составляют важные элементы ментальной тренировки.
Исследования, проведенные на высококвалифицированных спортсменах в России и Швеции, а также на испытуемых контрольных групп, прошедших курс ментального тренинга [5, 9], дают основания утверждать, что акты образных представлений (имагинации) приводят к резкой трансформации БЭО грамм и, в частности, возникновению феномена дистантной эмиссии (ФДЭ) (рис.2). Можно выделить следующие функциональные особенности феномена ФДЭ:
• специфическим условием формирования ФДЭ является погружение испытуемого в АСС, что может быть проконтролировано за счет электрофизиологических и психолингвистических методов;
• ФДЭ устойчиво выявляется только у спортсменов, прошедших полный курс ментальной тренировки и освоивших программу "Псих-оп";
• обнаруживается достоверная связь устойчивости воспроизведения ФДЭ с коэффициентом психической энергии спортсмена, определяемым с помощью теста "POMS" [20], который широко используется психологами в олимпийском спорте.
Все вышеизложенные факты дают основание утверждать, что феномен ФДЭ непосредственно отражает процессы срочной психоэнергетической мобилизации и в связи с этим может быть использован как биоэлектрографический маркер качества ментальной тренировки и, соответственно, объективный маркер, уточняющий степень психической готовности спортсмена к соревновательной деятельности.

Разработка и результаты апробации скрининговой диагностико-консультационной системы "Квантум Про".

Учитывая вышеизложенное, в 2000 – 2003 гг. в сотрудничестве со специалистами кафедры проектирования компьютерных систем Санкт-Петербургского Технического университета был разработан опытный образец автоматизированного комплекса для скрининговой оценки и мониторинга психофизического потенциала высококвалифицированных спортсменов "Квантум Про".
Комплекс включает пять блоков, позволяющих оценить психофизический потенциал (уровень психофизиологических резервов) спортсмена:
• валеометрический блок – оценка качества здоровья;
• блок оценки физической работоспособности;
• блок психометрии и оценки психической работоспособности;
• блок оценки вегетативной и гуморальной регуляции на базе метода вариационной кардиометрии;
• блок оценки состояния биоэнергетического гомеостаза на базе метода ГРВ биоэлектрографии (в шкале "энергоизбыточность – норма – энергодефицит").
Блок ГРВ диагностики в настоящее время обеспечен двумя пакетами компьютерных программ "GDV APPS" и "GDV Pattern 6" предназначенными для экспресс-анализа БЭО грамм. Обработка данных позволяет практически в реальном масштабе времени получать индивидуальные характеристики биоэнергетического гомеостаза спортсмена, а в дальнейшем – групповой рейтинг по всем обследованным, отражающий сравнительный уровень функциональных резервов спортсменов.
Обработка полученных БЭО грамм, расчет индексов по каждому испытуемому и построение группового рейтинга выполняется программой "ГРВ Рейтинг".
Программа количественно обрабатывает БЭО граммы 10 пальцев человека, отснятых без фильтра. Перед началом работы в программе проводится калибровка, которая создает "коридор нормы" на базе предварительной калибровки с помощью "тест-объекта"– металлического титанового цилиндра.
В процессе обработки БЭО граммы каждого пальца автоматически разбиваются на 5 равномерных секторов. При завершении процесса секторального разбиения программа переходит к построению круговых диаграмм для левой и правой рук обследуемого. Каждая из круговых диаграмм разделена на 5 секторов, соответствующих 5 пальцам (см. рис.4). Каждый из этих 5 секторов разделен в свою очередь на 6 равных подсекторов каждого пальца. По каждому подсектору рассчитывается коэффициент, который является нормированным относительно паттернов "тест-объекта" и измеряется в относительных величинах. Значения нормированного коэффициента по каждому подсектору наносятся на круговую диаграмму. Диаграмма (рис.3) состоит из трех кругов; внутренний круг – зона энергодефицита (соответствует значениям нормированного коэффициента менее –0,6); средний круг – зона нормы (соответствует значениям нормированного коэффициента от –0,6 до +0,6); внешний круг – зона энергоизбыточности (соответствует значениям нормированного коэффициента более +0,6). Одновременно автоматически рассчитываются интегральный параметр JS, вычисляющийся как среднее арифметическое коэффициентов по каждому подсектору на диаграмме, и среднее квадратичное отклонение (СКО). Расчет JS и СКО выполняется для правой и левой рук отдельно. Параметры JS и СКО характеризуют актуальный биоэнергетический статус обследуемого и являются валеометрическими показателями [7].
Далее автоматически рассчитывается ряд индексов, выраженных в процентах, характеризующих психофизическое состояние испытуемого:
1. Общий функционально-энергетический индекс (ОФЭИ)
Отношение векторов, находящихся в пределах нормы (от –0,6 до +0,6), деленное на общее количество векторов (по обеим рукам) – 60.
2. Индекс билатерального функционально-энергетического баланса (ИБФЭБ)
3. Общий уровень энергодефицита (ОУЭ)
Сумма всех векторов, имеющих значения, соответствующие состоянию энергодефицита, по обеим рукам.
4. Индекс симметрии парциального энергодефицита (ИСПЭ).
Сумма всех совпадений по правой и левой руке по каждому сектору, находящихся в зоне энергодефицита. Рассчитывается по формуле
На основе рассчитанных индексов по каждому испытуемому выводится интегральный коэффициент рейтинга (ИКР), выраженный в относительных единицах, который рассчитывается по формуле:
На основе ИКР автоматически проводится ранжирование испытуемых.
Пример построения рейтинга спортсменов УОР 1 с помощью программы "ГРВ Рейтинг" приведен на рис.4.
Зеленым, желтым и красным цветами выделены три группы спортсменов, различающиеся по уровню психофизиологических резервов.
Спортсмены, относящиеся к "зеленой" группе по результатам скрининг-диагностики, имеют высокий уровень психофизиологических резервов (что подтверждается экспертными заключениями тренерско-преподавательского состава).
Уровень психофизиологических резервов спортсменов, относящихся к "желтой" группе, варьирует в пределах нормы и может быть повышен за счет оптимизации тренировочного процесса.
Уровень психофизиологических резервов спортсменов, относящихся к "красной" группе, снижен, как правило, за счет перенесенных заболеваний, явлений перетренированности, неблагоприятного периода индивидуального года и других факторов. Спортсмены этой груп-пы требуют углубленного медицинского обследования, так как надежность соревновательной деятельности у них обычно снижена.
Одновременно система "GDV Patter 6", используя заложенную в базу знаний психодиагностическую информацию, позволяет получить персонифицированную оценку обследуемых спортсменов по трем группам параметров:
• выраженность спортивно важных качеств,
• наличие донозологических изменений качества психосоматического здоровья,
• уровень явлений энергодефицита (см. рис.5).
Для принятия решения в системе использован метод меридианной психодиагностики, разработанный в секторе психофизиологии спорта СПбНИИФК [6].

Заключение.
Результаты апробации аппаратно-программного комплекса "Квантум Про" в училищах олимпийского резерва Санкт-Петербурга в 2001 – 2003 гг. дают основания считать, что синтез методов, реализованных в скрининговой диагностико-консультационной системе "Квантум Про", существенно расширяет возможности функциональной диагностики в спорте высших достижений.
К ним, в первую очередь, относится возможность персонифицированной скрининговой экспресс-оценки и мониторинга психофизических функциональных резервов спортсмена с учетом генетической предиспозиции. Второй важный фактор, определяющий значимость разработанной технологии, – возможность объективной оценки психической (ментальной) подготовленности спортсмена и способности спортсмена к психоэнергетической мобилизации в условиях соревновательной деятельности.
К числу конкретных направлений внедрения разработанной комплексной технологии функциональной диагностики в подготовку олимпийского резерва следует отнести ее использование в системе отбора юных спортсменов, оперативного контроля и мониторирования их психофизического состояния в ходе учебно-тренировочного процесса, а также использования полученных данных для прогноза успешности соревновательной деятельности.
Оценка результатов вышеизложенных исследований свидетельствует о том, что сочетание технологии ментальной тренировки с системой функциональной диагностики, базирующейся на методах квантовой биофизики, в полной мере отвечает ряду принципиальных критериев инновационных процессов в олимпийском спорте. К их числу относятся: валеологическая безопасность, комплексный учет генетических и филогенетических (средовых) факторов в формировании спортивного таланта, позитивное психоэмоциональное и духовное развитие личности спортсмена.
Интеграция представленных в работе технологий в систему психофизической подготовки юных квалифицированных спортсменов представляется особенно ценной, если иметь в виду актуальность сохранения и совершенствования генофонда нации – олимпийского резерва.

Литература
1. Бальсевич В.К. Стратегия развития инновационных процессов в системах олимпий-ской подготовки: Материалы научно-практической конференции "Тенденции развития спорта высших достижений и стратегия подготовки высококвалифицированных спортсменов в 1997 – 2000 гг. – Москва, 1997. – С.80 – 87.
2. Бундзен П.В., Баландин В.И. Основы ментального тренинга для спорта: Методическое пособие. – СПб., 1997. – 24 с.
3. Баландин В.И., Бундзен П.В. Ментальный тренинг для повышения соревновательной надежности спортсменов: Методическое пособие. – СПб., 1998. – 27 с.
4. Баландин В.И., Бундзен П.В, Диагностика и коррекция соревновательной надежности спортсменов: Методическое пособие. – СПб., 1999. – 38 с.
5. Бундзен П.В. Современные тенденции в развитии технологий психической подготовки спортсменов // Ежегодный научный вестник ГАФК им. П.Ф.Лесгафта. – СПб., 2000. – С.40 – 44.
6. Бундзен П. В., Ястребов Ю.В .
7. Бундзен П.В., Коротков К.Г. Определение качества здоровья на базе ГРВ-параметров // Материалы Международного конгресса по биоэлектрографии. – СПб., 2000. – С.18 – 20.
8. Бундзен П.В., Загранцев В.В., Коротков К.Г., Колодий О.В., Назаров И.Б., Рогозкин В.А. Психофизическая и генетическая детерминация квантово-полевого уровня био-энергетики организма спортсменов // Теория и практика физической культуры. – 2002. –45
9. Бундзен П.В., Комаров И.И., Коротков К.Г., Лебединский В.М., Рогозкин В.А.
Инновационные тенденции в развитии технологий спортивного отбора // Материалы международного Конгресса « Современный олимпийский спорт», том 3
Москва 2003, С 91-92.
10. Волков И.П. Телопсихика человека: Синтез научных, философских и религиозных знаний. – СПб.: Изд-во БПА, 1999. – С.186.
11. Кожевников В.Н., Бундзен П.В. Способ подготовки спортсменов-саночников. – Па-тент России, № 2013775, 1994 год.
12. От эффекта Кирлиан к биоэлектрографии // Под ред. К.Г.Короткова. – СПб., 1998. – 241 с.
13. Korotkov K. Aura and Consciousness – new stage in Scientific Understanding. – SPb., 1999. – 301 p.
14. Коротков К.Г. Основы ГРВ-биоэлектрографии. – СПб., 2001. – 350 с.
15. Рогозкин В.А., Назаров И.Б., Казаков В.И., Томилин Н.В. Возможности генетического отбора спортсменов: реальность и перспектива // Вестник спортивной медицины. – 1999. – № 3. – С.52.
16. Hussein J., Fatooki l. Inconsistency and Ambiquity in the Usage of the Term Altered States of Consciousness. – England, Univ. of Durham, 1999. – 22 p.
17. Kripper S. Altered States of Consciousness // In: J. White ed. "The Highest State of Con-sciousness". – New York, 1972. – P.1 – 5.
18. Lear S., Brozic A., Myers I., Ignaszewski A. Exercise Stress Testing // Sports Medicine. – 1999. – Vol.27. – № 5. – P.275 – 345.
19. Maharant L., Banman P., Kalntar D. Masters Athletes. Factors Testing Performance // Sport Medicine. – 1999. – Vol.28. – № 4. – P.221 – 298.
20. McNair D.M. Profile of Mood States. – San Diego, California, 1992. – 53 p.
21. Montgomery H., Clarkson P. et al. Human gene for physical performance // Nature. – 1998. – Vol.393. – P.221.
22. Murphy G. Psychology in the Year 2000 // American Psychologist. – 1969. – Vol.24. – P.523 – 530.
23. Orlick T. Pursuit of Excellence in Performance. – Canada, 1997 (Audio-Edition).
24. Partington J., Orlick T. Modelling mental links to excellence. MTE-1 for quality practice // J. of Excellence. – 1998. – Vol.1. – № 1. – P.82 – 104.
25. Shermer M. Some athletes swear by it other laugh at it. Can science determine of sport psy-chology works? // Scientific American. – 2000. – Vol.11. – № 3. – P.27 – 39.
26. Unestahl L.-E. Integrerad Mental Training / Veje Int. Оrebro, 1996. – 240 p.

Таблица 1. Факторный анализ результатов углубленного комплексного обследования высококвалифицированных юных спортсменов.

 

Factor 1

Factor 2

Factor 3

Успешность соревновательной деятельности


0,057


0,553


0,260

Вид спорта

-0,160

0,593

-0,383

Квалификация

-0,300

0,368

0,616

S_int_L

0,832

0,280

0,201

Dis S_int_L

-0,509

-0,494

-0,203

S_int_R

0,743

0,270

-0,034

Dis S_int_R

-0,607

-0,171

0,119

S_int_L_F

0,567

-0,390

0,331

Dis S_int_L_F

-0,449

0,093

-0,508

S_int_R_F

0,569

-0,343

0,364

Dis S_int_R_F

-0,314

0,295

-0,251

S_int_L-S_int_L F

-0,709

-0,421

-0,071

Генотип АПФ

0,602

0,237

-0,194

Время удержания максимальной физической нагрузки


0,077


0,860


-0,085

Кислородный пульс

-0,558

0,542

0,412

МПК

-0,618

0,398

0,441

Вес

-0,425

-0,060

0,572

МПК / Вес

-0,305

0,675

-0,223

Индекс напряжения

0,208

-0,544

-0,137

Дизоксия миокарда

-0,428

-0,311

-0,264

"POMS" утомление

-0,170

-0,311

0,460

"POMS" уверенность

-0,159

-0,357

0,519

"POMS" ПЭК

-0,016

0,777

-0,006

"Зодиак" – реактивность биологи-чески активных точек


0,124


0,323


0,483

Expl. Var

5,070

4,792

2,847

Prp. Totl

0,211

0,200

0,119

В показателях: S_int_L; S_int_R; Dis S_int_L и Dis S_int_R – интегральные показатели интен-сивности энергоэмиссионных процессов пальцев левой и правой рук, зарегист-рированные без применения фильтра и при использовании фильтра (S_int_L_F; Dis S_int_L_F; S_int_R_F; Dis S_int_R_F), а также их различие – S_int_L-S_int_L F по левой руке. "POMS" – многопараметрический тест для определе-ния актуального психоэмоционального статуса. ПЭК – психоэнергетический коэффициент, рассчитываемый по параметрам теста "POMS".
n = 40. Выделены факторные значения параметров с вероятностью p < 0,002.


Рис.1. Особенности БЭО-грамм высококвалифицированных спортсменов, регистрируемые в состоянии относительного покоя (I) и в условиях имитационного идео-моторного моделирования элементов спортивного навыка (II).


Рис.2. Результаты кластерного анализа группы квалифицированных (МС, КМС) юных спортсменов УОР 2 Санкт-Петербурга по психофизическому потенциалу. По оси ординат – интегральный параметр JS, по оси абсцисс – дисперсия JS (DJSR). Ось R – представляет рейтинг спортсменов по результатам успешности соревновательной деятельности в годичном цикле. I, II, III группы спортсменов.

Рис.3. ГРВ диаграммы практически здорового юного спортсмена. Сектора диаграмм соответ-ствуют пяти пальцам правой и левой руки и построены по параметру JS. В центре диаграмм – коридор нормы.

Рис.4. Пример построения рейтинга обследованных спортсменов УОР 1 по уровню психофи-зиологических резервов (программа "GDV Pattern"). Различными цветами (штриховкой) выделены три группы, различающиеся по уровню психофизиологических резервов и качеству здоровья (объяснения в тексте).

Рис.5. Пример экспертного диагностико-консультационного заключения по программе "GDV Pattern" (объяснения в тексте).

 

 

 

 

Hosted by uCoz